воскресенье, 19 мая 2013 г.

Основные этапы процесса обучения в гиревом спорте и их характерные особенности



Основные этапы процесса обучения в гиревом спорте и их характерные особенности.
Кандидат педагогических наук Гомонов Владимир Николаевич
Мастер спорта СССР Б.В. Махоткин
С.А. Гамзов
Брянский филиал Московского Университета МВД России

На этапе первоначального обучения главной особенностью в восприятии материала является то, что начинающие спортсмены при оценке двигательных действий ориентируются в основном на форму движений, почти не воспринимая их динамическую или координационную структуру. В лучшем случае начинающий спортсмен способен на добросовестное копирование внешней формы движений при плохой координации движений туловища, рук и ног. Для этого этапа обучения характерно запаздывание в реакции гиревика на раздражитель: например, он не успевает реагировать на отклонение гири от вертикали в фазе фиксации, что вызывает лишние мышечные напряжения для приведения гири в положение равновесия. Отсутствие достаточной стабильности в движениях выражается в изменчивости всех основных характеристик: пространственных, динамических, координационных.
Важной особенностью первого этапа обучения является недостаточная координация функций отдельных систем организма гиревика, в частности мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой, что, естественно отражается на реакции организма на выполняемые упражнения.
Учитывая эти особенности, процесс обучения толчку гирь от груди на первом этапе мы рекомендуем строить следующим образом.
При изучении отдельных элементов техники следует опираться главным образом на зрительные представления, применяя элементарный показ и сообщая гиревикам только основные закономерности движений. Демонстрацию движений желательно осуществлять тремя способами: обычным, замедленным и ускоренным. Не следует подробно объяснять элементы техники движений, так как занимающиеся все равно их выполнить не смогут. Подробно останавливаться на скрытых механизмах движений также нет необходимости, поскольку спортсмены не смогут воспринять детали объяснения из-за недостатка знаний по вопросам техники толчка.

Выполняя движения, новички просто повторяют увиденное действие без какого-либо экспериментирования, стараясь только добиться максимального сходства с ним. При изучении элементов техники подбираются такие упражнения, двигательная структура которых сходна со структурой изучаемого элемента. Обогащению запаса двигательных навыков, которые затем могут быть использованы при изучении толчка гирь от груди, способствует применение толчка легкоатлетического ядра поочередно правой и левой рукой  с акцентом на более высокую траекторию полета, метания набивного мяча двумя руками от груди вперед-вверх (от партнера к партнеру).
В практике обучения и тренировки тяжелоатлетов широко применяется метод фиксированных положений. Атлет, имитируя подъем штанги (с металлической палкой или небольшим отягощением), останавливает движение и фиксирует его в определенной позе. Для начального периода обучения этот метод наиболее доступен.
Нами разработаны граничные позы для реализации метода фиксированных положений применительно к требованиям толчка гирь от груди в гиревом спорте (рис.1, 2).
Необходимо помнить, что не всегда использование метода фиксированных положений может дать только положительный результат. Например, для уточнения положения в полуприседе перед выталкиванием применяется остановка (фиксация положения), что позволяет определить позицию системы «атлет - гири» в нижней точке полуприседа. Однако необходимо обращать внимание на то, что при длительной фиксации этого положения может возникнуть ошибочное представление о выталкивании, где остановка является одной из грубейших ошибок.
Таким образом, использование метода фиксированных положений позволяет быстрее и эффективнее разучить кинематику движения, уточнить положение звеньев тела, но требует контроля над динамикой и общим ритмом движения.






Любая попытка выполнить упражнение в напряженном положении, с ограничением степеней свободы связана с «прочувствованием» движения. С целью ускорения процесса «прочувствования» на начальном этапе обучения используется прием «проводки по движению». После принятия спортсменом исходного положения гири на груди, тренер, стоя сзади-сбоку, контролирует одной рукой движение снаряда, а другой – движение таза. «Проводка по движению» подключается только тогда, когда спортсмен при опускании в полуприсед отводит таз назад и уменьшает тем самым отклонение туловища. Чтобы упредить падение гирь вперед-вниз, спортсмен вынужден дополнительно напрягать мышцы рук. В этом случае тренер рукой «принудительно» ограничивает движение таза назад.
Применение на начальном этапе обучения методов фиксированных положений и проводки по движению способствует развитию специфических ощущений гиревика.

Быстрая утомляемость начинающих спортсменов является основным препятствием для повышения объема и интенсивности нагрузки. В то же время новые движения на фоне утомления при обучении осваиваются значительно хуже. В связи с этим целесообразно в тренировку включать не более 1 – 2 новых или слабо освоенных упражнений. При определении количества упражнений необходимо учитывать явление положительного и отрицательного «переноса» навыков.
С этой целью для одной тренировки подбираются сходные по структуре группы упражнений, что усиливает тренировочный эффект обучения.
    Начало этапа углубленного обучения характеризуется наличием у гиревиков определенных представлений об основных компонентах техники на основе сформированных зрительных и частично двигательных ощущений; слабой устойчивостью двигательного навыка против различных сбивающих факторов; способностью к выполнению упражнения в целом при существенных недостатках в выполнении отдельных его деталей.
На этом этапе предполагается полное овладение основами техники классических упражнений, а также специальных и общеразвивающих упражнений с отягощениями. Гиревик должен добиться достаточной свободы при выполнении упражнений и в ходе тренировок устранить имеющиеся технические ошибки. Двигательное умение по каждому из основных упражнений постепенно доводится до автоматизма и переходит в навык.
Формирование специфических ощущений в этот период происходит главным образом при непосредственном выполнении классического упражнения. При этом в первую очередь уделяется внимание формированию ритмовой структуры толчка, так как она является основой для улучшения координационной и динамической структур. Овладение ритмом движений способствует рациональному чередованию напряжения и расслабления мышц, что, в свою очередь, помогает формировать специфические ощущения. При этом большое значение имеет наличие установки на развитие этих ощущений, благодаря чему происходит концентрация сознания на анализе возникающих ощущений и закрепление их в памяти гиревика.
Второй этап обучения можно считать законченным, если гиревик при работе в умеренном темпе сохраняет устойчивую структуру движений. Это будет свидетельствовать о том, что взаимодействие спортсмена с гирями достигло нужного уровня устойчивости и можно перейти к совершенствованию отдельных элементов движений или определенных параметров техники.
Этап совершенствования технического мастерства характеризуется устойчивой общей структурой движений, достаточно прочным взаимодействием гиревика с гирями, наличием сравнительно развитых специфических ощущений, способностью спортсмена к изменению отдельных параметров техники без нарушения общей структуры движений, проявлением индивидуального стиля выполнения упражнения.
В отличие от занятий на предыдущих этапах обучения, на этапе совершенствования технического мастерства применяются разнообразные по темпу, ритму движения, изменяются усилия и скорости движения при выполнении отдельных элементов классического упражнения. Внимание спортсмена концентрируется только на формировании смысловой программы и на анализе информации, идущей из внешней среды, детали движений контролируются на основе мышечных ощущений.
Характерной особенностью этого этапа обучения является формирование индивидуального стиля выполнения упражнения с присущим для данного спортсмена ритмом, амплитудой движения, а также с типичными для него другими биомеханическими характеристиками. Двигательный навык обладает достаточной устойчивостью и подвижностью, все элементы техники выполняются свободно, без существенного контроля со стороны сознания.
Оценивая индивидуально технику гиревика, не следует считать ошибкой такие отклонения техники от принятых норм, которые связаны с физической неспособностью атлета правильно выполнить упражнение. Например, начинающий спортсмен микросоматического типа способен правильно выполнить толчок с гирями весом по 24 кг несколько раз, но толчок с гирями по 32 кг он может выполнить с ошибками (дожим, глубокий подсед). В данном случае необходимо совершенствовать силовые качества гиревика.

Комментариев нет:

Отправить комментарий